Среда, 19.09.2018, 03:12
Приветствую Вас Гость

















Воспитатель и логопед - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Рекомендации специалистов » Советы логопеда » Воспитатель и логопед
Воспитатель и логопед
LogopedДата: Пятница, 26.01.2018, 11:45 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Модераторы
Сообщений: 10
Статус: Оффлайн
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
 (III уровень).
               
У дошкольников с ОНР речевое развитие отличается качественным своеобразием: даже при третьем уровне речевого
развития словарный запас ребенка не превышает 2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном (употребление), и в пассивном (понимание) плане. Преобладание слов-названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия, характерные лексические особенности речи дошкольников
данной категории. Бедность словарного запаса, приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.
           
   Успешное преодоление лексического недоразвития у детей с ОНР (III) возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Вся коррекционно-воспитательная работа проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя
возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней, определения порядка занятий и их задач, как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных После такой предварительной работы составляются календарные планы занятий, намечаются взаимные посещения
занятий с последующим анализом, совместно конкретизируется содержание программы обучения и воспитания дошкольников, обсуждаются результаты совместного изучения детей, которое ведется на занятиях и в повседневной жизни, проводится совместная
подготовка к детским праздникам (учитель-логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) разрабатываются рекомендации для родителей.
     
        При планировании коррекционно-воспитательной работы необходимо соотносить организационные формы,
методы и приемы работы, речевой и наглядный материал с возрастными особенностями детей, их уровнем психоречевого развития, в соответствии с общеобразовательными и специальными задачами. Рациональная организация режима в детском саду, распределение нагрузки в течение дня, координация деятельности
педагогов играют большую роль в коррекционно-воспитательной работе.
Учитель-логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию связной речи.
Воспитатель при планировании занятий руководствуется методическими указаниями учителя-логопеда.
Взаимосвязь в работе между учителем-логопедом и воспитателем осуществляется при четком разграничении их функций:
учитель-логопед на групповых занятиях знакомит детей с новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех детей, с которыми необходимо закреплять материал и осуществляет эту работу на
индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя, связанной с обогащением лексики детей на занятиях и в свободное от занятий время;·         
         воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой по особой
системе - с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.);
систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня будет эффективна при следующих условиях:- планирование коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей детей;- преемственности в работе учителя-логопедаи  воспитателя;
- своевременный анализ документации;- работа с родителями;
- использование в качестве основных методов игровые приемы коррекции лексического недоразвития у детей дошкольного
возраста;
-     комплексный характер коррекционно-логопедического воздействия.

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Рябинка» учителем-логопедом и воспитателями группы была выбрана следующая последовательность работы над тематической лексикой:
· накопление лексического словаря для развития лексических категорий в процессе занятий воспитателя по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром, в процессе экскурсий, прогулок;
·         отработка лексики в специальных упражнениях в ходе логопедических занятий;
·     закрепление лексики в различных видах речевой деятельности.
При этом на каждом этапе педагогами используются различные виды упражнений, направленных на достижение коррекционных целей. Нами используются следующие методы:
-         наглядные – рассматривание и сравнение предметов и явлений,
-         словесные – специальные речевые упражнения по уточнению значения и автоматизации слов в речи,
-         практические – использование предметно-практической деятельности с целью закрепления лексических значений слов.На занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся различные виды работ по трем-четырем лексическим темам. При
выборе содержания лексического материала учитывается принцип от простого к сложному. 
Важнейшим принципом в  работе учителя-логопеда и воспитателей стал принцип комплексного подхода к коррекции лексического недоразвития, который реализовывался в процессе постоянного взаимодействия логопеда и воспитателя при разработке перспективных планов работы.
Другим направлением его реализации была конкретизация задач работы над лексикой, которая учитывала
специфику направленности лексической работы логопеда и воспитателя:
-         воспитатель готовит понятийную базу в работе над лексикой, предваряя работу логопеда;
-         учитель-логопед на этой базе формирует и отрабатывает соответствующие лексические категории и осуществляет первичное закрепление их в различных видах речи;
-         дальнейшая автоматизация речевых навыков осуществляется воспитателем.Все вышеперечисленные задания способствуют развитию у детей умения сопоставлять предметы и явления окружающей  действительности, постепенно осваивать назывную, глагольную и качественную лексику.
Эти задания способствуют правильному употреблению слов в спонтанной речи, решая тем самым задачу лексического развития детей с общим недоразвитием
речи.
 
Учитель-логопед О.В. Курушина


 
Форум » Рекомендации специалистов » Советы логопеда » Воспитатель и логопед
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Телефон доверия
Горячая линия
Минобрнауки РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования
Отдел образования Администрации Усть-Донецкого района
Администрация
Официальный сайт Администрации Усть-Донецкого района
Право
Официальный интернет-портал правовой информации
ФЦИОР
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
НЦПТИ
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
Рос. Обр.
Российское образование. Федеральный портал
bus.gov.ru
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Форум Победителей
Диалоги
Copyright MyCorp © 2018 | Используются технологии uCoz