Пятница, 19.04.2024, 15:07
Приветствую Вас Гость

















ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Роль матери и отца в развитии ребенка. - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Рекомендации специалистов » Советы педагога-психолога » Роль матери и отца в развитии ребенка.
Роль матери и отца в развитии ребенка.
MariyaДата: Пятница, 16.09.2016, 11:39 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Оффлайн
Привязанность к родителями будущее отношение ребенка к миру.
  
 Каждомуродителю следует помнить, что именно в раннем детстве закладываются основы
отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру и основную роль в этом
 процессе  играют они, родители!     Привязанность к определенным людямначинает  проявляться у ребенка  с 6 месяцев. 
Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша,
младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением,  в его присутствии ребенок реже испытывает
страх. Такая привязанность играет огромную роль в жизни ребенка.  Прежде всего она дает малышу чувствобезопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым,неизвестным.
   В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и
общения у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери. Наиболее
популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал
эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт, который получил название
«Незнакомая ситуация» и состоял из нескольких трехминутных эпизодов: ребенок
остается в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с
незнакомым взрослым и матерью.  Через
несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании
степени огорчения ребенка после ухода матери и его поведения после ее
возвращения.    Врезультате исследования были выделены три группы:- Дети,которые не очень огорчались после ухода матери, вступали в общение с
незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда
мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, условно назвали «надежнопривязанные». - Те, кто невозражал против ухода матери и продолжал играть, не обращая внимания даже на ее
возвращение, назвали «индифферентными, ненадежно привязанными».- Дети,которые очень огорчались уходу матери, а когда она возвращалась, как будто
стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали «аффективными,ненадежно привязанными».
        Последующие исследованияпоказали: тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее
психическое и личностное развитие.
        Наиболееблагоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет
жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру.
Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность,
сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом
возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью,
отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.      Дети с ненадежной привязанностью(аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы,
требуют больше внимания взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.   Как формируются привязанности?      В процессе многократно повторяющихсявзаимодействий с матерью и отцом у ребенка формируются так называемые «рабочие
модели себя и других людей». В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в
новых ситуациях и соответствующим образом реагировать на них.      Родители, своевременно реагирующие наинициативы и чувства ребенка, одобряющие его поведение, поддерживающие,
внимательные и заботливые  формируют
чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающих.
При позитивной модели  у ребенка формируются
инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе.     Вслучаях, когда на ребенка мало обращают внимания, все самостоятельные
проявления инициативы малыша отвергаются или вызывают неприятные для него
последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет
скрываться. Такой ребенок избегает открыто выражать свои эмоции и потребности,
как бы скрывает свое состояние, переживания - его привязанность является
«избегающей». Возможно, в годовалом возрасте такие дети имели опыт отвержения
со стороны матери ил отца при попытках эмоционального взаимодействия: их редко
брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться,
при попытках малыша протестовать против такого поведения к отвержению
прибавлялся гнев взрослого. Так малыш усвоил, что результаты эмоциональных
проявлений, любви по отношению к родителям могут вызвать непредсказуемые и
опасные последствия, и научился быть сдержанным. Дисгармоничные отношения  приводят к формированию негативной модели. На
примере взаимоотношений с матерью и отцом ребенок убеждается в том, что другие
люди так же, как и они, не являются надежными, предсказуемыми партнерами,
которым можно доверять. Результатом такого взаимодействия и общения является
также «рабочая модель себя», пассивность, зависимость от других, искаженный
образ Я.
Каким же образом привязанность, заложенная в раннем детстве, влияет наповедение ребенка в будущем?                  Сформированная в первые годы жизнипривязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей
демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со
сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть
характерные черты первичной привязанности. Так, отношения, которые
устанавливаются с лицами противоположного пола, так же, как и отношение к
пожилым родителям, можно определить как надежные, двойственные и избегающие.
Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми
детьми, основанные на доверии, понимании, помощи. При этом у детей отмечалась
надежная привязанность в первые годы жизни. В случае второго типа дети
вспоминают о своих родителях, только когда те заболевают - в раннем возрасте у
них отмечалась двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе
(ненадежная привязанность избегающего типа) взрослые дети почти не поддерживают
отношений с родителями и не вспоминают о них.
      Различие в качестве привязанности
оказывает влияние и на романтические межличностные отношения взрослых. Так,
надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и
доверия, избегающий стиль - со страхом близости, эмоциональными взлетами и
падениями, а также с ревностью. Аффективная двойственная привязанность к матери
в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию
тесного союза, эмоциональным крайностям и ревности.
     Кроме того, было доказано, что стиль
привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношение человека к
работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя
уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения
мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются
большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные
отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые
используют работу, чтобы отстраниться от социальных взаимодействий, и, даже
когда в финансовом отношении дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены
своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности. Рекомендации родителям:1. Старайтесьотвечать на  инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру,чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его
целенаправленной деятельности.Пример:
     Дима, мальчик полутора лет, играет
на полу с игрушками. Мама заканчивает работу по хозяйству, подходит к нему и
наблюдает за игрой: «Какие красивые машинка и кубики! У тебя получился
настоящий гараж, молодец !». Мальчик улыбается и продолжает играть. Мама берет
книгу, начинает читать. Через несколько минут Дима  берет детскую книжку, подходит к матери и
пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, спрашивает:
«Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?» Ребенок отвечает «да», она начинает
читать.      Другой полуторагодовалый мальчик, Саша,играет с игрушками. Закончив свои дела, мама говорит ему: «Подойди ко мне, я
почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно
катать машинку. Мать подходит к малышу, берет его на руки и говорит: «Давай
почитаем». Саша вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам.
Позднее, закончив игру, он берет детскую книжку, подходит к маме, пытается
влезть к ней на колени. «Нет, - говорит она, - ты не хотел читать, когда я тебе
предлагала, а теперь я занята».      В первой ситуации мать была отзывчива ивнимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность
доиграть), чутко реагировала на собственную инициативу малыша (просьбу почитать
книжку). Во второй ситуации мать больше склонна «подстраивать ребенка под
себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

2. Оцениваямалыша,  не пользуйтесь безличными
оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку
критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле.
 Это способствует становлению его самостоятельности инезависимости, контролю  за собственными
действиями. 3. Создавайте условия для развитияобраза  Я ребенка. Для этого
предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре
.Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и
независимости.  Время от времени
подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени,
показывайте различные части лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги,
живот и пр.) Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с
ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой
ценностью. Именно такие проявления взрослого  способствуют формированию у ребенка положительного
самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное
эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого
отношения к миру.

4. Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите справиться
с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
Не следуетхвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку успешности.  Оценка детских достижений должна быть
адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться
очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка
всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван
объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность
справиться с затруднениями в сотрудничестве с взрослым.

Прикрепления: 0900765.jpg (93.6 Kb)


Педагог- психолог
 
Форум » Рекомендации специалистов » Советы педагога-психолога » Роль матери и отца в развитии ребенка.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Госуслуги
Поиск
Вакцинация
Другое дело
Мы в соцсетях
Мы в Вконтакте Мы в Одноклассниках
Мы на YouTube
Там-Там Новости
Кабинет помощи
Телефон доверия
МинПросвещения РФ
МинОбр РО
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Администрация
Официальный сайт Администрации Усть-Донецкого района
Отдел образования
Отдел образования Администрации Усть-Донецкого района
Право
Официальный интернет-портал правовой информации
Навигатор
Навигатор дополнительного образования детей Ростовской области
НЦПТИ
Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
Оценка качества
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
ФЦИОР
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Рос. Обр.
Российское образование. Федеральный портал
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 | Используются технологии uCoz